Методические материалы, статьи

Кто умнее?

мужчины или женщины?
Англия или Америка?
атеисты или верующие?

Несмотря на постоянные притеснения мерзких мужчин-шовинистов несгибаемые феминистки продолжают бороться за равенство и справедливость. Шведские ученые дамы — микробиолог Кристина Веннерас и иммунолог Агнес Волд — решили разобраться: зависит ли оценка заслуг ученого от его пола. Оказалось, что да: в соревновании за научные должности молодые кандидаты наук были в два раза успешнее молодых «кандидаток».

Кристина и Агнес решили проверить, на основании чего возникало это предпочтение и потребовали от шведского научного жюри данных, послуживших основанием для предпочтения того или иного кандидата. Дважды научное жюри отказывалось выдать такие сведения и вынуждено было согласиться лишь под давлением шведской комиссии о свободе информации.

Феминистки обнаружили, что женщины котировались ниже мужчин по всем параметрам: на четверть балла по научной компетенции, на 0,13 — по содержанию своих предложений и на 0,17 — по предложенной методологии. Естественно после этого на лучшие посты выбирали мужчин. Может быть женщины просто хуже думают и работают?

Кристина и Агнес тщательно проверили такие объективные характеристики качества научных работ как число научных публикаций и индекс цитирования. На графике показана зависимость успеха мужчин и женщин в зависимости от некоторой суммарной комбинации числа их публикаций и цитирования. По непонятным причинам при прочих равных успехи мужчин гораздо выше. Это первый статистически обеспеченный анализ несправедливого засилья мужчин-ученых. Печальный и тревожный факт…

Англия или Америка?


Какая страна наиболее эффективна в проведении научных исследований? Сложно ответить. Весь вопрос в том, как определять эту эффективность. Несомненно лишь одно: в пятерке лидеров Великобритания, Канада, Швейцария, Швеция и США. Все они борются за золотые медали в этой «научной Олимпиаде». Главный научный консультант британского правительства Роберт Мей решил в этом разобраться. Он проанализировал публикации в четырех тысячах журналах, опубликованных в 79 странах с 1981 года.

США лидируют по количеству цитат — почти половина всех цитат в научных публикациях. Если же поделить на число жителей в стране, то на первое место выходит Швейцария. Мало того, американцев по этому параметру обгоняют шведы, израильтяне и датчане. Англичане отстают, но ненамного.

Если пытаться оценить качество научных работ, то надо брать среднее число цитат на каждую научную работу. По этому параметру опять лидируют американцы, за ними — Швейцария, Швеция, Дания и Великобритания.

Кроме этого, Мей постарался оценить эффективность затрат на научные исследования. Лидирует Канада: на каждый миллион английских фунтов стерлингов вложенных в науку, страна получает 113,7 цитированных статей. На втором месте — Великобритания с показателем 93,2. Но ежели исключить военные научные разработки, то она выходит на первое место, преследуемая Соединенными Штатами и Канадой.

Мей акцентирует внимание на том, что у лидеров по всем параметрам большинство научных исследований проводится не в специальных научных институтах, а в университетах.

Нам же остается даже не с печалью, а с тоской констатировать, что России нет нигде ни в десятке, ни в двадцатке, а другие данные не приводятся…

Aтеисты или верующие?


В начале века всех потряс опрос, проведенный Джеймсом Лейбой: 41,8 процента из опрошенных им тысячи ученых верили в Бога. По мнению автора опроса распространение образования неизбежно должно привести к снижению этой цифры. Через 80 лет после этого интереснейшего результата американские психологи решили повторить опрос.

Как это ни удивительно, но число 41,8 уменьшилось лишь до 39,3 — верующих ученых по-прежнему, хоть отбавляй. Больше всего их среди математиков ( 44,6 процента ). Во времена Лейба больше всего атеистов ( 69,5 процента ) было среди биологов, теперь — среди физиков и астрономов ( 77,9 процента ).

Результаты Лейба в начале века были использованы многими морализирующими политиками, как свидетельство того, что образование приводит к неверию. Хоть результаты опроса 1996 года недалеки от полученных 80 лет назад, общественная трактовка их обратная: теперь поражает слишком большое число верующих естествоиспытателей. Точнее, это поражает европейцев. В Америке же большинство честных налогоплательщиков наверняка довольны такими цифрами.

Правда, надо отметить, что само определение Бога за 80 лет претерпело существенные изменения. Среди современных определений Господа нашего есть «высшее сознание» — так назвали его 11 процентов, 8 процентов определили его как «полную реализацию личного потенциала», 3 процента ученых считают, что богов много и ровно столько же верят в личного бога. Да и вообще, все не так просто.

Ученые всю свою жизнь бьются с неизвестным, Нильс Бор в свое время сказал, что всякая хорошая теория должна быть сумасшедшей. Наверное многие исследователи не могут отвергнуть Бога просто потому, что у них нет доказательств его отсутствия. А поиски истины столь сложны и таинственны, что порой так и кажется, что рукой твоей в минуты озарений движет чья-то всезнающая рука…

По материалам зарубежной печати подготовил Александр Семенов



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005