Методические материалы, статьи

Композиционный анализ. Часть 5.

Создание карты-схемы маршрута героя. Данный прием может быть использован при изучении волшебных фольклорных сказок, где основные события непосредственно связаны с передвижением героя в пространстве, преодолением препятствий, встречающихся на его пути, где каждый шаг приближает героя к развязке, т.е восстановлению миропорядка. Столь же успешно этот прием может быть использован и при анализе литературных сказок (сказочных повестей), в которых наиболее ярко прослеживаются фольклорные корни. В этом случае графическое отображение пространственно-событийной канвы сюжета может наглядно продемонстрировать изменения в характере героя, этапы его становления.

Работа по составлению карты вызывает живой интерес у учащихся, побуждает обращаться к тексту произведения, детально воссоздавать обстановку эпизодов, восстанавливать последовательность событий и формировать целостный взгляд на произведение. Графическое отображение пространственно-временных связей облегчит процесс вхождения маленького читателя в художественный мир произведения, упорядочит образы, спонтанно возникающие в воображении по ходу чтения.

В зависимости от художественных особенностей произведения прием составления карты поможет достигнуть следующих целей.

Цель: формировать умение воссоздавать в воображении художественный мир произведения, показать, какую роль играют художественное пространство и время, сформировать умение устанавливать соответствие между пространством-временем и эмоциональным состоянием героя в данный момент действия.

Данный прием может помочь детям воссоздать художественный мир сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева». События сказки легко пред-ставимы в виде карты, где узловые сюжетные моменты будут представлены пунктами назначения. Продвигаясь по карте, дети вместе с учителем анализируют события, происходящие с Гердой, стремясь вычленить ту роль, которую эти события играют в раскрытии идеи. Особое внимание обращается на систему пейзажей, их дети стараются изобразить на своих картах максимально точно.

Непосредственно процесс создания карты лучше вынести за пределы урока, сформулировав соответствующее домашнее задание. Это увеличит долю самостоятельности при анализе текста сказки, позволит в большей мере проявить свои творческие способности. На этапе проверки домашнего задания необходимо обсудить несколько вариантов карт, выделив как общие их черты, так и художественные «находки», позволяющие лучше передать смысл сказки.

Покажем, как работа с картой может организовать анализ художественного пространства и времени произведения. «Откуда начинается путь Герды? Каким вы изобразили город? Как вы думаете, что чувствовала маленькая девочка, покидая родной город?» «Покажите на карте то место, после которого Герда уже не могла вернуться домой?» — этот вопрос позволит указать детям на функцию реки. Как и в фольклорных сказках, в сказке Х. К. Андерсена она выполняет роль границы, после которой герою нет возврата. Следующий объект карты — цветник женщины, умевшей колдовать. «Как вы изобразили волшебный сад? Посмотрите, на карте это самая яркая, красочная часть. Было ли Герде хорошо, спокойно здесь? Почему же она покинула это место?» Важно отметить не только пространственное передвижение, но и течение времени: «Изменилась ли окружающая природа, после того как Герда покинула цветник? Почему? (наступила осень). Как вы это отразили на карте?»

«Вы изобразили дворец принца и принцессы на расстоянии от волшебного сада, но в тексте не сказано, далеко или близко они расположены друг от друга. Как же вы это поняли?» — этот вопрос наводит детей на мысль о неразрывном единстве художественного пространства и времени. В тексте сказки действительно нет пространственных характеристик. Протяженность пути показана сменой времен года. Пока Герда шла, осень закончилась и наступила зима. И т.д.

Работа с литературной картой активизирует учащихся, стимулирует их аналитическую деятельность. Дети снова и снова обращаются к тексту произведения, вчитываясь в каждое слово, стараются не упустить важных деталей, стремятся сделать «открытие», незамеченное остальными.

Е. Лебедева



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005