Методические материалы, статьи

История методики изучения русского языка младшими школьниками. Часть 1.

Чтобы понять современное состояние обучения родному языку в начальной школе, необходимо представлять путь, который прошел предмет «русский язык» с момента его появления. Для знакомства с наследием, необходимым современному школьному учителю, обратимся к истории филологического учебного блока, сложившегося более чем за двести лет школьного образования в России.

Учебный предмет с привычным названием «Русский язык» в школе появился только к началу XX в. Однако грамоте начали учить с тех пор, как болгарские монахи Кирилл и Мефодий создали русский алфавит. В XVII в. на Руси появились книги, которые уже можно назвать букварями и руководствами для обучения грамоте. Первая печатная «Азбука» была издана в Москве в 1574 г. Иваном Федоровым, а в 1634 г. — букварь русской грамоты, и его составителем считается подьячий патриаршего двора Василий Бурцев. В русской школе конца XVIII — начала XIX в., в период, к которому можно отнести постановку методических проблем («чему и как учить?»), поиск их решений («почему так учить, а не иначе?»), не сразу определились направления обучения, но постепенно складывались курс грамматики с логикой, теория словесности и риторика. «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова было первым национальным пособием, соединившим риторику с русской традицией, особенностями русской грамматики и сделавшим ее, по мнению академика М. Р. Львова, «русской наукой». Под влиянием идей М. В. Ломоносова появился целый ряд школьных пособий А. А. Барсова, Е. Б. Сырейщикова, П. П. Соколова, В. П. Светова, по которым обучали азам грамоты и первоначальным умениям письма.

Начало научному подходу к методике преподавания родного языка положил Федор Иванович Буслаев (1818—1897) — выдающийся лингвист и педагог. Будучи настоящим энциклопедистом (лингвистом, историком, знатоком древнерусской литературы, педагогом) он составил важнейший труд «О преподавании отечественного языка», единодушно признанный классикой методической науки (вышла эта книга в 1844 г., а последнее издание относится к 2005 г.). Предмет «родной язык» ученый-методист рассматривал в качестве основополагающего средства воспитания высоких порывов души, которые делают ребенка гражданином, т.е. заставляют его в первую очередь думать об Отечестве и населяющих его людях. Учить языку, по мнению учителя и профессора Московского университета, означало развивать духовное богатство учеников. Именно Ф. И. Буслаев описал наиболее продуктивные методы обучения русскому языку, разделил их на исследовательские и учебные. По его неоспоримым доводам, правильная «метода» определяет становление личности ученика.

В изучении языка Ф. И. Буслаев видел огромный воспитательный потенциал и продуктивные возможности умственного развития ученика, рекомендовал использовать «гейристическую (эвристическую) методу» освоения грамматики, формировать познавательный интерес и творческое отношение к делу, навыки самостоятельности, чтобы ученики сами «открывали неизвестное посредством известного».

В задачи учителя, считал педагог, входят важнейшие профессиональные действия: подвергать анализу результаты обучения, обобщать опыт преподавания, учить школьника учебной деятельности; изучать его личность; обеспечивать научную достоверность изучаемого материала. Ф. И. Буслаев первым создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, произведений фольклора. Основной задачей обучения он считал развитие «врожденного дара слова». Речь учащихся развивается на лучших образцах литературного языка, и они осознают, что ее правильность обеспечивается грамматикой. Принципиальной позицией учителя он считал обучение языку как единому целому: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматривались им и неразрывной связи. Ф. И. Буслаев отдавал предпочтение практическим упражнениям: списыванию, изложениям, сочинениям, переписке, переводам, деловому письму.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005