Методические материалы, статьи

Индивидуализация процесса обучения.

При характеристике форм организации учебного процесса урочная форма выделена как ведущая, основная. Эта форма организации процесса обучения имеет две диаметрально противоположные особенности. С одной стороны, осуществление обучения при урочной организации учебного процесса возможно только при условии фронтального, одновременного продвижения всех учащихся группы в изучении программного материала. С другой стороны, все учащиеся группы, в которой проводится урок, различные по своим способностям, учебным возможностям: одним то, что изучается, легко и доступно, другим — трудно и недоступно по самым различным причинам. В этой связи вольно или невольно педагогу приходиться при ведении занятий ориентироваться на некоего «середнячка». Но и это не решает проблемы. Уровень этого «середнячка» для одних учащихся слишком низкий, что не стимулирует их развития, для других — недоступен. Все это определяет необходимость поисков мастером, преподавателем путей индивидуализации процесса обучения при урочной форме, системе организации учебного процесса.

Индивидуализацию обучения определяют как создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям.

Чтобы эффективно обучать и воспитывать учащихся педагогу нужно хорошо знать не только свой предмет и методику его преподавания, но и учащихся, с которыми он работает, их сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности и возможности каждого из них.

В этом условие и ключ к руководству педагогом учебным трудом учащихся. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал: «Если мы хотим воспитывать ученика во всех отношениях, то мы должны знать его во всех отношениях».

Однако суть индивидуального подхода в процессе обучения не в приспособлении к особенностям и возможностям учащихся, а в умении выбрать с учетом этого наиболее рациональные способы эффективного воздействия на них в целях повышения качества процесса их учения. Индивидуализация процесса обучения — это не только «вытягивание» слабо успевающих хотя бы до уровня среднеуспевающих, что зачастую преобладает в реальных условиях. Работая по преодолению неуспеваемости, ни в коем случае нельзя забывать о развитии способностей «сильных» учащихся, о выращивании в среде учащихся талантов в той или иной области.

Вместе с тем практика показывает, что нецелесообразно делить учащихся группы на «сильных», «слабых» и «средних».

Неумелая, психологически не обоснованная и не оправданная такая дифференциация зачастую порождает в учебной группе нездоровый моральный микроклимат. Одни считают себя чуть ли не «гениями», другие чувствуют себя униженными, начинают верить в отсутствие у них способностей. Такое явное разделение учащихся по их способностям и достижениям зачастую является причиной конфликтов и даже вражды между учащимися. Самый слабый ученик должен чувствовать хоть в чем-то свое продвижение на каждом уроке, а это возможно лишь в атмосфере доверия между педагогом и учащимися независимо от симпатий и учебных возможностей учащихся.

В целом индивидуальный подход предполагает умение педагога опираться в учебной и воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого учащегося, на его интересы и склонности, на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам по учебе, даже на чувство юмора. Развивая положительные черты, поощряя положительные поступки и стремления, педагог может успешно добиваться поставленных целей.

В. Скакун



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005