Методические материалы, статьи

Главные компоненты содержания биологического образования. Часть 2.

Для учащихся начальной школы — это умение устанавливать простейшие взаимосвязи между основными компонентами живой и неживой природы, организмом растений, животных, человека и факторами окружающей среды; объяснять причинную обусловленность болезней; выполнять правила личной гигиены, режима питания, физические упражнения.

Для учащихся основной школы — умения описывать строение и функционирование основных биологических систем; обосновывать взаимосвязь органов, систем органов, организма и среды, родство млекопитающих животных и человека, влияние различных факторов на здоровье человека и его потомство, роль человека в сокращении и увеличении численности биологических видов, в охране природных сообществ и поддержании равновесия в биосфере; распознавать биологические объекты — органы, организмы, виды, сообщества; наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, результаты опытов; выращивать растения и ухаживать за животными, улучшать среду жизни.

Третий компонент содержания — основы эмоционально-ценностных отношений как интегрированный опыт взаимоотношения человека с природой, обществом, другими людьми. Он определяет специфику его переживаний, особенности восприятия действительности, характера поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов. Эмоционально-ценностные отношения являются сплавом знаний, убеждений, индивидуальных реакций и переживаний, а также практических действий учащихся. Именно в таких отношениях они могут оценить различные явления и предметы биологической действительности, включая ценности здоровья и образ жизни. Личностные отношения в данном случае необходимо использовать в контексте оценки состояния объектов живой природы и факторов его определяющих, различных действий людей, вступающих с ними в оценочные отношения.

Для учащихся начальной школы — это элементарные представления о сути понятий «ценность», «оценка» и «оценочные суждения»; умение их использовать в ситуациях осмысления эстетического значения природного и социоприродного окружения для человека, этического и рекреационного значения объектов живой природы для поддержания и укрепления здоровья.

Для учащихся основной школы — это представления об уникальности объектов живой природы разного уровня организации; умение использовать оценочные суждения для выражения универсальной — познавательной, технологической, эстетической, экономической, рекреационной их ценности. Важно также, чтобы они оценивали различные способы сохранения природы, ведения здорового образа в условиях воздействия на живые существа, включая организм человека различных факторов окружающей среды.

Для учащихся средней (полной) школы — это обобщенные представления о взаимосвязях между понятиями о ценности, оценке и оценочном отношении; умение их совместного использования в ситуациях осмысления явлений, связанных с изучением различных биологических объектов; определение способов их рационального использования и сохранения для поддержания устойчивости и стабильности природных экосистем.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005