Методические материалы, статьи

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся школы к миру. Часть 4.

Эколого-экономическая оценка природных ресурсов — определение целесообразности их использования в настоящее и будущее время с учетом их воспроизводства и создания нормальных условий для жизнедеятельности человека. Применительно к невозобновляемым природным ресурсам это означает рациональное их использование, учитывающее прирост объемов полезных ископаемых за счет использования уже имеющихся или открытия новых месторождений, а также необходимых мелиоративных мероприятий (восстановление почвенно-растительного покрова и т.п.).

Для определения целесообразности использования природных ресурсов в настоящее и будущее время необходимо определить потребности в них в различных отраслях хозяйства. Поэтому первым предварительным этапом эколого-экономической оценки является качественный прогноз по установлению отраслей хозяйства, которым необходим природный ресурс (полезные ископаемые, водные ресурсы и т.п.) в настоящее и будущее время.

Методика определения эколого-экономической оценки природных ресурсов содержит несколько этапов:

1. Качественный прогноз потребности в использовании конкретного вида природных ресурсов различными отраслями хозяйства в данном районе или стране. Определению тех отраслей или экономических районов, которым нужен тот или иной природный ресурс.

Например, на юге Красноярского края используются бурые угли Канско-Ачинского месторождения (КАТЭК) и практически не используется каменный уголь месторождений Тунгусского бассейна. Почему? Нужно определить целесообразность использования каменного угля Тунгусского бассейна в настоящее и будущее время. Качественный анализ целесообразности использования каменного угля Тунгусского бассейна показал, что добыча в южной части Тунгусского бассейна будет значительно дороже по сравнению с добычей на КАТЭК. Дополнительные затраты определяются неосвоенностью территории: отсутствием транспортных путей, людских ресурсов.

2. Прогноз ожидаемых экологических последствий вследствие использования природного ресурса. Необходимо определить, какие изменения произойдут в природе, например, при открытой добыче каменного угля или при создании водохранилищ на реке. Определить положительные и отрицательные последствия в природе данного района.

Прогнозирование изменений природных условий рекомендуется выполнять методами аналогий и экстраполяции. В качестве эталонов принимаются участки-аналоги природы, сходные по своему строению (рельефу, геологическому строению, климату и почвенно-растительному покрову), предполагается, что изменения на них происходят или будут происходить одинаково, а это важное условие для прогнозирования. Например, если берег водохранилища подвергается подтоплению и заболачиванию, то можно уверенно прогнозировать такие же процессы на участке-аналоге. Если установлено, что ежегодно берег моря или водохранилища подвергается размыву в среднем на 0,5 м линейно, то можно прогнозировать этот процесс на ближайшие 2-3 года.

3. Прогнозная эколого-экономическая качественная и количественная оценка природных ресурсов включает следующие этапы действий:

  • Анализ и учет запасов ресурса.
  • Оценка качества, состава и доли полезных элементов.
  • Оценка условий эксплуатации (глубина и мощность пластов и т.п.).
  • Определение освоенности и заселенности территории.
  • Оценка транспортных условий.
  • Определение себестоимости продукции.
  • Разработка и оценка необходимой серии мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

При отсутствии количественных показателей какого-либо явления целесообразно выполнить сравнение на качественном уровне. Например, можно выполнить сравнение двух месторождений каменного угля, двух водохранилищ гидроэлектростанций, тепловой электростанции с гидроэлектростанцией и т.п.

Д. Финаров



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005