Методические материалы, статьи

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Часть 2.

При обучении биологии необходимо различать несколько видов групповой работы: работу в парах и работу в малых группах (звеньях и бригадах). Группы могут формироваться по желанию учащихся, могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Учителю лучше организовать их самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей с тем, чтобы в группе были учащиеся с различными учебными возможностями — высокими (сильные), средними (средние) и низкими (слабые). Лидера в группе могут выбрать сами учащиеся. Он организует в группе всю работу: распределяет роли, организует обсуждение вариантов решений, обобщает высказывания товарищей и предлагает члену группы обосновать перед классом окончательный ответ.

Групповая работа требует соблюдения нескольких этапов. На первом, подготовительном, этапе учащиеся в количестве от 4 до 6 распределяются в группы, определяется лидер, ставится познавательная задача, проводится инструктаж о порядке выполнения работы. На втором, основном, этапе выполняется самостоятельная групповая работа по конкретному заданию и (или) ее части для отдельных членов группы, оформляются рабочие записи, принимается и формулируется групповое решение. На третьем, презентационном, этапе представляется результат выполненной работы (в виде текста, схемы, элементарного проекта и др.) с его обсуждением, постановкой вопросов выступающей группе и рецензированием презентации. На четвертом, обобщающем, этапе подводится итог работы групп, оценивается решение учебной задачи, а при необходимости вносятся соответствующие коррективы.

При обучении биологии групповую работу рационально применять на уроках формирования новых знаний, а также обобщающих уроках.

Приведем примеры. На обобщающем уроке по теме «Роль птиц в природе, их значение для человека и охрана» учащиеся могут успешно выполнять следующие групповые задания.

1. Прочитайте внимательно текст ... (школьникам дается специально составленный текст о роли птиц в природе и их значении для человека). Ответьте на вопросы и выполните задания по прочитанному тексту.

Парная работа. Первый учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие роль птиц в природе. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте. Второй учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие значение птиц для человека. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте.

Подумайте и вместе решите: для чего ученые выясняют роль птиц в природе и их значение для человека? Сформулируйте два вывода: о роли птиц в природе и их значении в жизни общества. Будьте готовы к высказыванию по просьбе учителя.

2. Далее учитель организует фронтальную работу по выяснению основных причин, сокращающих численность и видовое многообразие птиц. Для этого учащиеся читают текст учебника и отвечают на вопросы учителя. В результате поисковой беседы на доске появляются записи, обобщающие ответы учащихся — нарушение правил охоты, истребление птиц, отлов, браконьерство, сбор яиц, разорение гнезд, разрушение и загрязнение мест обитания. Возникает вопрос: что необходимо сделать для охраны птиц?

Групповая работа. С использованием обозначенных записей на доске, а также дополнительных материалов, предложенных учителем, каждой группе необходимо составить мини-проект — «Меры охраны птиц». Он должен включать 4-6 письменных предложений, которые отражали бы в обобщенном виде совокупность мер по регулированию численности птиц и охране их видового многообразия. Хорошо, если она будет прокомментирована в ходе «защиты» проекта. Группе необходимо быть готовой к ответам на вопросы. В конце принимается коллективное решение о лучшем проекте.

Подобные задания можно рекомендовать учащимся при изучении тем «Значение цветковых растений в природе и жизни человека» (6 кл.), «Значение рыб в природе, жизни человека и их охрана» (7 кл.), «Многообразие видов в природе и их охрана» (9 кл.) и др.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
медцентр химки Процедуру провела Попкова Ангелина Алексеевна. Все очень аккуратно. Результатом довольны.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005