Методические материалы, статьи

Формирование умений и навыков правописания. Цель и содержание программы.

Цель и содержание обучения орфографии в начальной школе определяется Единым государственным стандартом, который подробно разворачивается в федеральных программах, имеющих вариативность в соответствии с установками и приоритетами их авторов.

Цели и содержание обучения орфографии в начальной школе можно определить следующим образом:

  • дать представление:
  • об орфограмме как ошибкоопасном месте;
  • о правилах правописания русского языка: традиционные написания (жи-ши, ча-ща, чу-щу), заглавная буква, безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые написания), правописание слов со стечением согласных (середина, конец слова, непроизносимые), правописание окончаний существительных, прилагательных и местоимений при склонении, глаголов при спряжении, не с глаголами;
  • сформировать:
  • орфографические умения (узнавать признаки орфограммы, соотносить правописание слова с соответствующим правилом и делать правильный выбор знака);
  • умение проверять правописание;
  • орфографические и пунктуационные знания и умения;
  • орфографическую и пунктуационную зоркость;
  • умение соотносить интонацию с определенными знаками препинания;
  • умение применять орфографические и пунктуационные правила на письме;
  • умение обращаться к орфографическим словарям;
  • выработать навык:
  • симультанного применения орфографического и пунктуационного правила;
  • корректировать текст с точки зрения орфографии и пунктуации.

В содержание обучения входят орфографические правила, имеющие четкую одновариантную структуру. Это значит, что дети осваивают простые правила, в которых не надо выбирать между буквами (как, например, в приставках пре/при) и которые предписывают единственно возможный вариант написания:

  • жи-ши, ча-ща, чу-щу как устойчивые буквосочетания без объяснения истории вопроса;
  • заглавная буква как сигнал начала предложения и обозначения имени собственного;
  • безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
  • правописание слов со стечением согласных: парные глухие/ звонкие, разделительные ъ и ь, буквы непроизносимых;
  • правописание окончаний существительных, прилагательных и местоимений при склонении, глаголов при спряжении;
  • не с глаголами.

Непроверяемые написания, так называемые словарные слова, определены программой для каждого года обучения и печатаются в программе. Словарный диктант — ежеурочная «пятиминутка» — позволяет успешно выработать симультанный навык применения орфографического умения. Орфографические умения формируются по мере изучения орфографических правил. Изучение каждого нового правила закрепляет умения обнаруживать орфограмму, ориентироваться в грамматических понятиях, лежащих в его основе, выполнять самопроверку, замечать и исправлять ошибки. Регулярная тренировка орфографических умений позволяет автоматизировать рукодвигательный навык и сопровождающую его аналитико-синтетическую работу сознания.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005