Методические материалы, статьи

Этапы орфографических действий. Часть 2.

Следующий шаг связан с проверкой, подойдет ли найденный нами путь к определению буквы для безударного звука в другом слове. Этот этап называют операционным или исполнительским. Например, учитель говорит: «А как поступим с остальными словами? Так же? А что же мы делали? Нужно вспомнить наши действия и записать их последовательность. Кто помнит наш первый шаг? Верно». И в результате такой беседы учителя с учениками (вы помните, что ученые-психологи называют этот прием рефлексией?) на доске появляется план (или, по-научному, алгоритм) орфографического действия, выведенного, заметьте, детьми самостоятельно. (Относительно, конечно, самостоятельно, но в этом и заключается мастерство учителя: не самому все рассказать, что, учитывая психолого-физиологические особенности детей этого возраста, бесполезно, а грамотно организовать эту «самостоятельность» с помощью продуманных вопросов.) Учитель записывает по ходу «вспоминаний»:

«Если в слове, в его общей для родственных слов части — корне — есть безударный гласный, то:

1) мы подбираем родственные слова;

2) находим то, в котором этот звук из общей части родственных слов стоит под ударением (в сильной позиции);

3) пишем ту букву, которая обозначает звук в сильной позиции».

Этот план, или алгоритм, решения орфографической задачи появляется в результате рефлексии над действиями учителя и детей со словом грибок. Далее ученики по очереди вслух комментируют подбор буквы для каждого слова из отгадок. Получается хорошая тренировочная работа по алгоритму.

Завершающий этап орфографического действия связан с самооценкой ребенком своих усилий. Когда орфографическое правило только начинает изучаться, необходимо добиваться от ученика самопроверки своих действий, сверки их с планом, т.е. алгоритмом. Поэтому в приведенный выше алгоритм добавляется еще один пункт:

«Если в слове, в его общей для родственных слов части, есть безударный гласный, то:

1) подбираем родственные слова;

2) находим то, в котором этот звук из общей части родственных слов стоит под ударением (в сильной позиции);

3) пишем ту букву, которая обозначает звук в сильной позиции;

4) проверяем себя по плану».

Последний пункт будет общим для всех инструкций (алгоритмов) по орфографическим правилам. Навык самоконтроля — одно из важнейших общеучебных действий, которое должен освоить школьник для успешного обучения по всем предметам в начальных классах.

Орфографическое действие — лишь один шаг на пути к орфографическому умению. Во-первых, действие это должно неоднократно и регулярно повторяться, чтобы произошло свертывание алгоритма и закрепление его во внутреннем плане сознания. Во-вторых, переход орфографического действия в орфографическое умение возможен лишь при формировании такой мыслительной операции, как обобщение. Составление алгоритма изучения правила имеет общие действия, но применяются они к различному словесному материалу. Например, при изучении правила правописания безударных гласных в корне и парных согласных в корне первый «шаг» алгоритма одинаковый — подбор однокоренных слов. Но при изучении правила правописания разделительных ъ или ь первый «шаг» другой — определение места орфограммы. Поэтому ученику еще необходимо сформировать умение делать перенос от конкретного слова с конкретной орфограммой на общие — типичные — признаки для целого класса орфограмм.

Чтобы избежать ошибок такого рода, необходимо прежде всего добиваться адекватного усвоения существенных признаков класса орфограмм или правила, а также формировать умение активно использовать их при определении категориальной принадлежности воспринимаемого слова.

Исполнительский этап предполагает большую тренировочную работу по алгоритму до полной сформированности орфографического умения. Поэтому здесь важен индивидуальный подход: у каждого ученика свой темп освоения орфографического правила и исполнительский (операционный) этап требует от учителя внимания к распределению тренировочных упражнений среди учеников класса.

Изучение каждого орфографического правила требует составления такого алгоритма — словесной инструкции. В некоторых учебниках вы найдете памятки, как проверять те или иные орфограммы. Но памятки будут «работать» на ваши цели лишь в том случае, если вы их вывели вместе с детьми тем способом, что описан выше: с помощью логической индукции и при максимальной включенности детей в действие познания.

По мере закрепления орфографического умения с конкретным правилом будет происходить свертывание действий по алгоритму и их автоматизация, т.е. переход в орфографический навык.

Сформировать навык орфографического действия — основная практическая задача начального курса орфографии.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005