Методические материалы, статьи

Дифференцированный подход к обучению первоклассников. Часть 4.

Особая проблема обучения грамоте первоклассников возникает, когда в классе оказываются левши. Отказ от переучивания леворукого ребенка в современной школе вызывает пока только толерантное отношение, в то время как большой комплекс проблем, возникающих в процессе обучения левши в школе, остается неразрешенным. Это в первую очередь выполнение гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и, главное, специальные методики обучения.

Особенности леворуких детей связаны со спецификой органических процессов, с тем, что ведущим полушарием мозга является не левое, как у праворуких детей, ответственное за аналитическую способность сознания, а правое полушарие, доминирующим моментом которого является синтез. Другими словами, не вина леворуких детей в том, что они воспринимают окружающую действительность не так, как правши, а беда, причем беда, навязываемая социумом, в котором сформировался мир, устроенный праворукими для праворуких. Посмотрите, как должен падать свет на тетрадь ученика. Правильно, и все классы оборудованы освещением, направленным слева, что для левшей очень неудобно! Как построена традиционная методика обучения письму? Верно: на леворуких она не рассчитана, потому что предлагаемый порядок движений руки удобен правше, но не левше.

Правополушарный ребенок — левша — сталкивается с миром «наоборот», потому что в нем осуществляют диктат левополушарные люди. Однако статистика ученых-физиологов показывает, что в мире огромными темпами растет количество амбидекстров — людей, одинаково владеющих обеими руками, и левшей. Трудности, связанные со зрительно-моторной координацией, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость — эти причины могут вызывать целый ряд осложнений для здоровья леворуких детей и для социальной адаптации в школе. Чаще всего это проявляется в трудностях обучения письму. Школьная политика России, по счастью, принимает леворуких детей как норму физиологического развития, и в настоящее время целые научные коллективы разрабатывают методики для обучения леворуких детей.

Траектории движения при письме букв, как показывает опыт, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат. Не следует настаивать на привычном для учителя направлении движения при написании буквы, важно только следить за соблюдением правильной посадки за партой — в таком случае ребенок интуитивно будет двигать ручкой в удобном для него направлении.

Последовательность выполнения элементов у левши, как правило, другая, нежели у праворуких детей. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз, а палочки и крючки — с разрывами, без связности. Соединяются буквы, как правило, короткими, прямыми линиями.

При обучении письму, особенно в букварный период, правополушарные дети встречаются с трудностями зрительно-пространственной ориентировки. Они не могут четко дифференцировать отдельные пространственные признаки контура букв. Часто для них это зеркальное изображение, поэтому учитель с инструкцией для правши только запутывает левшу еще больше. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координаций, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. Однако причины такого положения скрыты все в том же устройстве социума — для праворуких.

Подходящей методикой для леворуких детей является система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, поскольку она не выстраивает жестких требований к рукодвигательному навыку. И чтение, и письмо по системе развивающего обучения позволяет ребенку самостоятельно сориентироваться в элементах букв. Ученику предлагается рассмотреть букву, найти в ней знакомые элементы («палочку», «крючок», «петельку» и «овал»). Все письменные буквы обладают тем или иным сочетанием данных элементов. Разложив буквы на знакомые элементы, ребенок «собирает» их в той последовательности и тем движением руки (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или наоборот), каковое ему удобно (физиологично).

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005