Методические материалы, статьи

Активность учащихся и активизация их учения. Часть 3.

Уровень познавательной активности учащихся находиться в прямой зависимости от характера их деятельности и деятельности педагога.

Если основа урока — изложить учащимся определенную часть материала, добиться, чтобы они запомнили его «от сих до сих», сумели пересказать, то и активность не поднимется выше этих пределов. Совсем другое дело, если урок нацелен на глубокое осознание, осмысление материала, четкое его понимание, если на каждом этапе урока учащиеся активно вовлекаются в совместные с педагогом и товарищами по учебе поиски истины, становятся в условия соревновательности, необходимости самостоятельного применения знаний и умений, приучаются мыслить, думать, рассуждать.

Одним из важнейших педагогических средств активизации познавательной деятельности учащихся в учении является построение учебного процесса на высоком уровне самостоятельности учащихся. Как уже было отмечено в предыдущих разделах, самостоятельность учащихся не вырабатывается сама по себе, автоматически, по ходу учебы — самостоятельности нужно учить. Сущность обучения самостоятельности в том, чтобы как можно чаще сталкивать учащихся с ситуациями, в которых они должны проявить самостоятельность; помочь разобраться в этих ситуациях, совместно с учащимися определить текущие и конечные цели и задачи работы, наметить пути ее выполнения и способы самоконтроля.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности учащихся являются применение различных эвристических способов построения учебного процесса: поисковой (эвристической) беседы, «комментированных» упражнений и самостоятельных работ, разбора учебной и технической документации, выполнение лабораторно-практических работ исследовательского характера, анализа рационализаторских предложений и разработок учащихся, проблемного построения процесса обучения и др.

Одним из важнейших и эффективнейших способов внешней и внутренней активизации учащихся является применение «активных» форм и методов учебного процесса, что подробно рассмотрено в предыдущих разделах пособия.

Новые возможности активизации обучения самым тесным образом связаны с развитием микропроцессорной техники, внедрением в учебный процесс ЭВМ. Оперативная обратная связь, достигаемая благодаря применению компьютеров, позволяет придать учебному процессу соревновательный характер. На основе компьютеризации обучения возможно создание не только игр-упражнений, компьютерных аналогов, викторин, кроссвордов и т. д., но и более сложных сюжетных игр — поиска неисправностей, наладки и регулировки оборудования, принятия решений в различных производственных (вплоть до аварийных) ситуациях и т. п.

В руководстве учением, активизации учащихся большое значение имеет отношение педагога к ошибкам учащихся. Ошибки, недостатки, затруднения учащихся — закономерное явление учения, безошибочного обучения не бывает. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы превратить анализ ошибок в средство активизации их познавательной деятельности, развития способностей и привычек самоконтроля. Педагогически целесообразно ставить учащегося в такие условия, когда ему приходиться самому пройти всю цепочку рассуждений и самостоятельно найти то звено, где была сделана ошибка, постараться определить ее причину, найти способ устранения и предупреждения.

Вместе с тем необходимо помнить, что активизация на уроке должна иметь разумную меру. Перенасыщение урока сменяющимися видами деятельности учащихся, непрерывное возбуждение инициативы, усилий учащихся на одном уроке нередко приводит к резкому падению этой энергии и активности на следующих уроках, несмотря на усилия другого педагога.

Активность учащихся не должна ограничиваться только учебным кабинетом, учебной мастерской. Важно, чтобы учащиеся от активности, руководимой педагогом, вырабатывали привычку активно работать всегда. За активностью учащихся в учебной деятельности мы всегда должны видеть активную личность в жизни вообще.

В. Скакун



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
повышение квалификации трудовое право По мере прохождения курса начала проверять текущие ЛНА на соответствие рекомендациям, данным преподавателями, сделала несколько предложений руководителю. В целом, стала чувствовать себя увереннее в сфере трудового права. Очень понравились преподаватели курса.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005